Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Экзистенциальные мотивы в творчестве Кобо Абэ
1.1 Экзистенциализм в японской литературе: философские и культурно-исторические горизонты
Экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философское течение середины ХХ в., акцентирующее внимание на индивидуальном существовании, свободе и ответственности. Оно предполагает, что люди сами создают свои ценности и смысл жизни, не полагаясь на внешние источники, такие как религия, социум, политика и иные общественные институты. Центральный тезис философии экзистенциализма - «существование предшествует сущности» - подразумевает, что люди - посредством своего сознания - создают собственные ценности и определяют смысл своей жизни, так как человек не обладает врожденной идентичностью. Представители направления полагают, что именно формирование собственной индивидуальности и определение ценностного пласта личности являются основополагающими задачами жизни, благодаря исполнению которых человек может ощутить себя по-настоящему значимым.
Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире.
Так Л.В.Столяров, анализируя философию Кьеркегора, отмечает, что в его концепции экзистенция является ядром человеческой личности. Осознать её в себе можно лишь через преодоление жизненных трудностей, которые часто сопровождаются страхом и тревогой перед лицом смерти. На протяжении жизни человек сталкивается с испытаниями, которые ставят его в ситуацию бессилия и невозможности выбора, подчеркивая хрупкость и ограниченность человеческого существования. Однако именно через осознание своей индивидуальности, как утверждает экзистенциализм, человек может обрести свободу. Эта идея становится центральной в философии экзистенциализма, которая, несмотря на свои истоки в XIX веке, окончательно оформляется как самостоятельное учение лишь в 20–30-е годы XX века.
Экзистенциализм как философское направление получает широкое распространение в Западной Европе после Второй мировой войны. Его популярность была обусловлена рядом факторов:
Во-первых, идеи экзистенциализма оказались созвучны послевоенной реальности. Философия рассматривала мир как хаос и абсурд, лишенный логики и смысла, что резонировало с опытом людей, переживших ужасы войны. Вторая мировая война стала символом краха иллюзий о прогрессе и могуществе человеческого разума, разрушив надежды на утопическое будущее. В этой новой реальности экзистенциализм предлагал единственную опору — гуманизм и осознание ответственности за собственный выбор.
Во-вторых, распространению экзистенциализма способствовало укрепление позиций его ключевых представителей. Как отмечает Патрик Байерт в статье «Внезапный расцвет французского экзистенциализма» (2020), послевоенная Франция переживала культурный вакуум, вызванный чисткой интеллектуалов, сотрудничавших с нацистами.
В этих условиях экзистенциализм, акцентирующий внимание на свободе и ответственности личности, оказался востребованным. Философы, такие как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, которые участвовали в движении Сопротивления, стали символами новой эпохи. Их активная публичная деятельность, включая работу в издательствах (Камю был редактором газеты «Combat», а Сартр издавал журнал «Les Temps modernes»), способствовала популяризации экзистенциальных идей среди широкой аудитории.
Особую роль в распространении экзистенциализма сыграли лекции и публичные выступления Жана-Поля Сартра. Его работа «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946) стала манифестом направления. В ней Сартр поднимает ключевые темы экзистенциализма: поиск смысла жизни, осознание уникальности человека, проблему одиночества и ответственности за свой выбор. Философ стремился утвердить экзистенциализм как основу мыслительной деятельности во Франции, где традиции гуманизма, как атеистического, так и католического, имели глубокие корни. Таким образом, экзистенциализм не только отразил дух эпохи, но и предложил ответы на вызовы послевоенного времени, став одной из самых влиятельных философских школ XX века. Его идеи, сформировавшиеся в контексте европейской культуры, вышли за пределы Запада и нашли отклик в других частях мира, включая Японию.
Появление экзистенциализма как европейского веяния в Японии связано с несколькими факторами, однако ключевым является политика императора Муцухито (1852–1912), правившего в эпоху Мэйдзи (яп. 明治). Этот период стал временем радикальных преобразований, когда Япония перешла от изолированного феодального общества, находившегося под угрозой колонизации со стороны европейских держав, к новой парадигме современного индустриального национального государства. Реформы Мэйдзи открыли страну для западных идей, включая философские течения, что создало почву для проникновения экзистенциализма в японскую интеллектуальную среду. Таким образом, экзистенциализм, зародившийся в Европе как ответ на кризисы западного мира, стал частью глобального диалога культур, адаптируясь к уникальным историческим и социальным условиям Японии.
А. Л. Луцкий отмечает, что это новое государственное образование стремилось занять позицию великой державы и развивалось под воздействием западных научных, технологических, философских, политических, правовых и эстетических концепций, что во многом поспособствовало распространению экзистенциализма в Японии.
Первое же знакомство и рецепция экзистенциализма в Японии произошли во времена начала эпохи Сёва (1926-1989), которая была кризисной и по-своему тяжелой для японцев – сказался резкий переход от спокойной демократической эпохи Тайсё (1912-1926) к милитаризации и авторитаризму. Е. М. Туманян пишет, что довоенная эпоха рисовалась писателями темными, мрачными красками: то были времена неопределенности и отчаяния, годы тревоги и духовной неустойчивости. В условиях милитаризации и ускоренной индустриализации японские власти стремились возродить древние нравственные принципы эпохи средневековья. Общество тяготило чувство отрыва от прошлого, и в литературе того времени доминировали образы страдания и смерти, а также вечное напоминание о неминуемости конца. Молодое поколение понимало, что смерть может наступить в любой момент, однако жизнь им казалась бессмысленной без жертвенности и самоотречения. В такой обстановке экзистенциальные темы становились особенно актуальными, и в литературе довоенной эпохи часто встречались мотивы, связанные с поиском смысла жизни.
Расцвет экзистенциализма в литературе пришелся на послевоенный период, характеризующийся глубоким разочарованием в идеалах, которые навязывались предыдущими поколениями. Это состояние было тесно связано с ощущением одиночества и духовной опустошенности, присущими японскому обществу эпохи модерна. Как отмечает Ю. Б. Козловский , в этот период вновь возникла идеологическая свобода, которая стала возможной благодаря творчеству Нисида Китаро и другим мыслителям, освобожденным от милитаристского гнета. Вопрос о смысле жизни человека и значимости индивидуальности перестал восприниматься как нечто очевидное. Конфуцианский идеал «жизни ради общества» утратил свою актуальность, уступив место западному индивидуализму, в рамках которого человек рассматривается не как часть общества или государства, а как самостоятельная и независимая личность, живущая для себя. Однако возникает вопрос: каким образом в новой эпохе может функционировать индивид, если у него отсутствует четкое понимание своей идентичности? В этом контексте вопрос «Кто я?» приобретает первостепенное значение в рамках японской экзистенциальной литературы.
Как отмечалось ранее, активное сотрудничество и взаимодействие Японии со странами Запада началось еще в эпоху Мэйдзи (1868–1912) и продолжалось на протяжении всего XX века. Философская жизнь японского общества переживала колоссальные изменения, подвергаясь влиянию западной мысли. Это во многом было связано с увеличением количества переводов и публикаций иностранной литературы. По словам, Л.С. Чернова, уже в конце 20-х годов XX века начинают активно переводиться произведения таких философов, как Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, чьи взгляды популяризировались так называемой Киотской школой . В ее состав входили выдающиеся мыслители, такие как Нисида Китаро, разрабатывавший концепцию, сочетавшую идеи экзистенциализма с метафизикой буддизма; Танабэ Хадзимэ, стремившийся следовать западной форме экзистенциализма, не смешивая ее с традиционными японскими идеями; и Мики Киёси, пытавшийся объединить экзистенциализм с марксизмом и другими идеалистическими философскими концепциями. Однако, несмотря на попытки модернизировать свои взгляды, к 30–40-м годам XX века Киотская школа утратила свое влияние и распалась, исчерпав ресурсы для развития новой философской вехи.
На смену ей пришла новая волна интереса к экзистенциализму, которая особенно ярко проявилась в 40-е годы XX века. В этот период особую популярность в Японии приобретают произведения Жана-Поля Сартра. Распространение французского экзистенциализма в Японии стало примечательным явлением, имевшим глубокую социальную обусловленность. Это было связано с экзистенциальным протестом против человеконенавистнических тенденций современного общества, который нашел отклик в японской интеллектуальной среде. Важную роль в популяризации идей Сартра сыграла форма подачи материала: его произведения, написанные в художественной форме, были более доступны и понятны широкому кругу читателей. Кроме того, ключевым фактором стала атеистическая направленность работ Сартра, свободных от религиозной догматики. Это сделало их более совместимыми с традиционной мыслью Востока, где религиозные и философские системы имели иной характер, нежели на Западе. Таким образом, экзистенциализм Сартра не только нашел отклик в Японии, но и стал важным элементом в диалоге между восточной и западной философскими традициями.
Но несмотря на некоторые идеалистические пересечения западного экзистенциализма с восточным его ответвлением, необходимо обозначить, что японскому направлению свойственна одна важная особенность - это попытка совмещения теории экзистенциализма с буддийской философией. И это вполне логично ведь, как пишет А. Л. Луцкий , японская духовная традиция сформировалась в рамках «синтоистски окрашенных» буддийско-конфуцианских мировоззренческих представлений. Ученый подчеркивает, что в течение многих столетий в Японии складывалась уникальная духовная традиция, вдохновленная синтоистскими, буддийскими и конфуцианскими учениями. Эту убеждения были не просто абстрактными концепциями: они стали вжившейся в общественное сознание формой мышления, что оказала практическое влияние на повседневное поведение каждого японца. В долгий период изоляции феодальной Японии, когда общество в значительной степени изолировалось от внешнего мира, буддизм сыграл свою роль в формировании относительной автономии духовной жизни в стране. В результате, Япония оказалась независимой от радикальных изменений, происходивших в общественной системе. Соответственно, страна не могла так просто заимствовать некое западное философское течение, не изменив его или, вернее, не приобщив его к своему «идеалистическому фундаменту.
Здесь наиболее примечательными оказываются работы таких японских экзистенциалистов как Канэко Такэдо, Судзуки Тору и Танабэ Хадзиме. Последний известен трудами «Философия как путь раскаяния» (1946), «Экзистенция, любовь, практика» (1947) и «Свидетельство христианства» (1948), в которых он предпринимает попытку создания новой философской концепции путем соединения вероучения японского мыслителя Синрана (XIII в.) о потусторонней силе с учением Кьеркегора о парадоксальности бытия, сопрягая это с христианской догматикой. Сам Танабэ, как отмечает И. В. Безруков , «возлагал большую часть вины на идеологов-мыслителей, проявивших, по его мнению, трусость» [с. 118]. Хадзимэ видел гарантию возвращения к обычной жизни в сохранении императорского строя как формы выражения национального единства. Дальнейший путь развития Японии в его понимании был связан с социал-демократией. При этом идеи Хадзимэ жестоко оспаривались марксистами, которые обвиняли его в попытке уменьшить вину за войну при помощи обращения к всеобщему раскаянию и отказались признавать диалектичность его рассуждений о социал-демократии, инкриминируя мыслителя в следовании его собственной «иррациональной» довоенной «теории видов».
Попытка совмещения идей экзистенциализма с буддизмом связана также с желанием оживить былую философскую традицию, обновив ее за счет современных западных идей. Однако, как отмечает Ю. Б. Козловский, подобные попытки обнаружились непрактичными и в итоге привели лишь к тому, что «теоретики буддизма попали под влияние философии экзистенциализма и начали говорить о буддизме на «экзистенциальном языке» [4, с. 28]. Теории таких философов как Т. Сой, Т. Китакава, Т. Судзуки оказались несостоятельными, ввиду отсутствия фундаментальности в аргументации собственных взглядов. Основные положения их концепций были построены на определении общего между буддизмом и экзистенциализмом, однако при этом они упускали из виду специфику идейного содержания каждого из направлений и тем самым упростили (или скорее упразднили) все тонкости как экзистенциализма, так и буддизма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Baert P. The sudden rise of French existentialism: a case-study in the sociology of intellectual life // Theory and Society. 2011. Vol. 40. № 6.
2. Baert P. The sudden rise of French existentialism: a case-study in the sociology of intellectual life // Theory and Society. 2011. Vol. 40. № 6.
3. Mishima, Y. “The “Girldhood Dreams” Entrusted To Me – Talking About My Mother” (1951). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://open.substack.com/pub/japanpastandpresent/p/the-girlhood-dreams-entrusted-to?r=31itki&utm_campaign=post&utm_medium=web (Дата обращения: 03.03.2025)
4. Stokes, H. The Life and Death of Yukio Mishima. New York: Cooper Square Press, 1974. P. 47
5. Wilson, Michiko N. “Three Portraits of Women in Mishima’s Novels.” // The Journal of the Association of Teachers of Japanese, vol. 14, no. 2, 1979. P. 162.
6. Yohei, T. Jun Eto and the “Unconditional Surrender” Controversy: Focusing on the Disparity in Perceptions of the Form of Japan’s Surrender [Текст] / Taya Yohei. // Ritsumeikan Industrial and Social Studies. — 2023. — № 1. — С. 299 - 318.
7. Абэ Кабо. Женщина в песках. – М.: Худ. лит-ра, 1988.
8. Альбер Камю Бунтующий человек (фрагменты) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/kamu/kamu_s3.htm
9. Батлер Дж. Присвоение телом гендера: философский вклад Симоны де Бовуар // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии / сост. Э. Гарри, М. Пирсел ; пер. с англ. М. : РОССПЭН, 2005. С. 292-303.
10. Безруков, И. В. Особенности японского экзистенциализма Киотоской школы [Текст] / Безруков, И. В. // ХОРА. — 2010. — № 1/2. — С. 112-123.
11. Бовуар С. де. Второй пол. — М.: Прогресс, 1997. — 832 с.
12. Бультман, Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного правозвестия [Текст] / Бультман, Р. // Вопросы философии. — 1992. — № 11. — С. 95-96.
13. Бурханов А. Р. Жан-Поль Сартр об экзистенциалах человеческого бытия //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2011. – №. 14. – С. 42-47.
14. Вишну К. И. «ЖЕНЩИНА В ПЕСКАХ»: Как в oднoм рoмане слились западные учения экзистенциализма и япoнская духoвная традиция // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня. – 2022. – С. 408.
15. Гривнин В. Человек в мире зла. Творчество Кабо Абэ // Кабо Абэ. Собр. соч.: В 3 т. – Т. 1. – СПб.: Симпозиум, 1998.
16. Женщина в песках: конфликт ментального и телесного в романе Кобо Абэ — Monocler. Режим доступа: https://monocler.ru/smyislyi-zhenshhinyi-v-peskah/ (дата обращения: 22.12.2024).
17. Затонский, Д. В. Искусство романа и XX век : сборник научных трудов / Д. В. Затонский. - Москва : Художественная литература, 1973. - 535 с.
18. Злобин Г. Дорога к другим – дорога к себе // Абэ Кабо. Женщина в песках. Чужое лицо. – М.: Худ. лит-ра, 1988. – С. 5–18.
19. Иванова К. А. ОСОБЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМА В РОМАНЕ КОБО АБЭ «ЧУЖОЕ ЛИЦО» //Актуальные вопросы региональных и международных исследований. – 2016. – С. 297.
20. Кавабата Я. Красотой Японии рожденный // Избранные произв. / пер. с яп.; послесл. Т. Григорьевой; М.: Панорама, - 1993.
21. Камю А. Посторонний [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lib.ru/INPROZ/KAMU/postoronnij.txt (дата обращения 03.03.25)
22. Карусель В. Абсолютные истины Симоны де Бовуар // Вокруг света. — 2008. — № 4. — С. 117–122.
23. Кобо, Абэ. Кобо Абэ. Избранное [Текст] / Кобо, Абэ. — 1-е изд.. — Москва: Правда, 1988 — 560 c.
24. Ковалевская А. И. Склонившийся под ветром мискант: формирование женского образа в" Сказании о Ёсицунэ" //Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2017. – №. 12 (33). – С. 40-49.Ковалевская А. И. Склонившийся под ветром мискант: формирование женского образа в" Сказании о Ёсицунэ" //Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2017. – №. 12 (33). – С. 40-49.
25. Козловский, Ю. Б. Философия экзистенциализма в современной Японии [Текст] : (Критич. очерк) / АН СССР. Ин-т философии. - Москва : Наука, 1975. - 184 с.
26. Козловский, Ю.Б Философия экзистенциализма в современной Японии / Ю.Б. Козловский. – М.: Наука, 1975.
27. Лифинцева, Т. П. «Забота» Хайдеггера, «бытие-для-себя» Сартра и буддийская духкха: онтология негативности / Лифинцева, Т. П. [Электронный ресурс] // Вопросы философии Ht;bv Режим доступа:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1196&Itemid=52 (дата обращения: 09.02.2025).
28. Луцкий, А. Л. Экзистенциализм и японская литература : специальность 10.01.06 «Литература народов зарубежных стран Азии и Африки» : Диссертация на соискание кандидата филологических наук / Луцкий, А. Л. ; Академия наук СССР. — Москва, 1986. — 168 c.
29. Меркулова, Н. В. Французская эстетическая ономастика в экзистенциальном видении мира (на материале романа А. Камю "Посторонний") / Н. В. Меркулова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2014. – № 3(23). – С. 47-59.
30. Мустояпова А.Т. “Женщина в песках” Кабо Абэ: традиционные черты и модернистские тенденции [электронный ресурс] http://vestnik.krsu.edu.kg/en/article/download/6048 (Дата обращения:07.03.2025)
31. Рехо, К. Набат Хиросимы: (Мир и война в японской литературе наших дней) [Текст] / Рехо, К. — 1-е изд. — Москва: Знание, 1989 — С. 4.
32. Сартр Ж. П. Экзистенциализм–это гуманизм //Сумерки богов. – 1989. – С. 319-344.
33. Скворцова, Е. Л. Экзистенциальные мотивы в творчестве японского прозаика Дадзая Осаму [Текст] / Скворцова, Е. Л. // Восточный курьер. — 2024. — № 1. — С. 161-169.
34. Скворцова, Е. Л., Луцкий, А. Л. Духовная традиция и общественная мысль в Японии XX века [Текст] / Скворцова, Е. Л., Луцкий, А. Л. — 1-е изд. — Москва: Литагент «ЦГИ», 2014 — с. 264
35. Скворцова, Е. Л., Луцкий, А. Л. Духовная традиция и общественная мысль в Японии XX века [Текст] / Скворцова, Е. Л., Луцкий, А. Л. — 1-е изд. — Москва: Литагент «ЦГИ», 2014 — 385 с.
36. Степнова К. В. Сопоставление экзистенциальных тенденций в японской и французской литературах (Кобо Абэ «Чужое лицо» и Альбер Камю «Посторонний»):. – 2021. – 64 с.
37. Столярова Л. В. Экзистенциализм Серена Кьеркегора //Образование и наука в современных реалиях. – 2017. – С. 243-244.
38. Туманян Е. Экзистенциализм в японской литературе эпохи модерна //Метаморфозис. – 2025. – Т. 9. – №. 2. – С. 23-36.
39. Федоренко Н. Т. Кобо Абэ. Впечатления и мысли //К. Абэ. Избранное/НТ Федоренко.–М.: Правда. – 1988. – С. 5-18.
40. Фудзита Сю:ити藤田修一. Мисима Юкио-ни окэру «Ю:коку»-но биисики 三島由紀夫における「憂国」の美意識. (Эстетическое значение "Патриотизма" Мисима Юкио) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.seijo.ac.jp/pdf/falit/060/060-03.pdf (Дата обращения: 02.03.2025)
41. Чернов Л. С. «Чистый опыт» в философии Нисиды Китаро и его значение для понимания диалога между мирами христианства и японской культуры //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2020. – №. 4 (32). – С. 137-151.
42. Чернодарь, Н. И. К проблеме типологии японского послевоенного романа / Чернодарь, Н. И. [Электронный ресурс] // Ichiban : [сайт]. — URL: https://ichiban.narod.ru/books/YAIKL/ikl21.html (дата обращения: 17.02.2025).
43. Япония: идеология, культура, литература / Институт востоковедения ; Ред. В.Н. Горегляд ; Ред. В. С. Гривнин : [сб. ст.]. — М. : Наука, 1989. — 199 с.
44. Япония: идеология, культура, литература / Институт востоковедения ; Ред. В.Н. Горегляд ; Ред. В. С. Гривнин : [сб. ст.]. — М. : Наука, 1989. — 199 с.